К списку тем практических занятий

Тема 8. ЧАСТОТНЫЕ СВОЙСТВА ЦЕПЕЙ СИНУСОИДАЛЬНОГО ТОКА
(задачи с решением)

Перейти к задачам без решения

Задача 8.1. Для цепи (рис. П8.1, а) с числовыми данными Z1 = – j2, Z2 = j2, Z3 = – j2, Z4 = 2, Z5 = j2 (в Омах), рассчитать и построить логарифмические амплитудную и фазную частотные характеристики (см. п. 8.2 теоретического материала) коэффициента передачи по напряжению KU(jw) =  , приняв за базисную частоту w0, при которой заданы реактивные сопротивления элементов. По построенной ЛАХ определить полосу пропускания цепи.

Рис. П8.1а

Передаточная функция , где  — относительная частота, может быть найдена с помощью законов Кирхгофа, методов контурных токов, узловых напряжений в комплексной форме (см. п. 7.5 теоретического материала) или других методов расчета цепей синусоидального тока. Ее общее выражение имеет модуль, частотная зависимость которого  представляет амплитудно-частотную характеристику (АЧХ); ее аргумент выражает фазочастотную характеристику (ФЧХ);  — логарифмическую амплитудную характеристику (ЛАХ).

В рассматриваемой задаче передаточную функцию найдем с помощью метода узловых напряжений. При указанной на рис. П8.1, а нумерации узлов

.

Для определения составим систему узловых уравнений:

где

Разрешая узловые уравнения относительно напряжения , найдем:

Для получения частотной зависимости коэффициента передачи в последнее выражение следует подставить комплексные сопротивления элементов цепи, выраженных в виде явной функции w: для катушки ZL = jwL для конденсатора ZC = 1/ jwC. Выразим эти сопротивления через относительную частоту :

Учитывая заданные значения сопротивлений катушки и конденсатора на базисной частоте w0L и 1/w0С, запишем комплексные сопротивления ветвей цепи как функции относительной частоты :

.

Подстановка этих значений в выражения для узловых проводимостей дает:

Их подстановка в выражение для приводит к результату:

Обратите внимание, что вещественная и мнимая части числителя и знаменателя представляют собой четный и нечетный полиномы с чередующимися знаками коэффициентов по убывающим степеням . Правильность выражения легко контролируется при  = 0 и  = ¥. Соответствующие значения можно получить путем непосредственного анализа цепи на этих частотах. При  = 0 катушки обладают нулевым сопротивлением, а сопротивление конденсаторов бесконечно велико. Закорачивая катушки и размыкая конденсаторы исходной цепи, приходим к резистивной цепи, изображенной на рис. П8.2, а, для которой  = 0. Подставляя  = 0 в выражение , получим также  = 0. Для  = ¥, наоборот, размыкание катушек, обладающих бесконечным сопротивлением, и закорачивание конденсаторов приводит к резистивной цепи, показанной на рис. П8.2, б.

Рис. П8.2

Для нее = 1, и тот же результат получим, подставляя  = ¥ в выражение .

Результаты расчета частотных характеристик сведены в Таблицу.

Таблица

0,001

0,01

0,1

0,2

0,5

1

2

5

10

100

1000

дек

– 3

– 2

–1

– 0,3

– 0,7

0

0,3

0,7

1

2

3

10–9

10–6

10–3

0,008

0,15

1

2,79

1,13

1,03

1

1

дБ

– 180

– 120

– 60

– 41,5

16,5

0

8,92

1,1

0,26

0

0

град

270

269

264

257

226

180

12

0,5

0,06

0

0

Для расширения частотного диапазона частота по оси абсцисс откладывается в логарифмическом масштабе. В соответствии с данными Таблицы ЛАХ и ФЧХ изображены на рис. П8.3.

Рис. П8.3

Полоса пропускания определяется диапазоном частот, в котором отличие от максимального значения не превышают 3 дБ. Из рис. П8.3 найдем  = 0,15,  = 0,65. Интервал и есть полоса пропускания рассматриваемой цепи.

При работе в режиме изучения теоретического материала вернитесь назад к тексту Лекции 8.

Конец

Обратно к списку тем практических занятий
Обратно к плану соответствующей лекции
Hosted by uCoz