К списку тем практических занятий

Тема 14. РАСЧЕТ ПЕРЕХОДНОГО ПРОЦЕССА В ЦЕПИ ВТОРОГО ПОРЯДКА С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРИРОВАНИЯ УРАВНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ (задачи с решением)

Перейти к задачам без решения

Задача 14.1. Рассчитать переходный процесс в цепи, изображенной на рис. П14.1, а при следующих численных значениях параметров: R1 = 300 Ом; R2 = R4 = 200 Ом; R3 = 400 Ом; L = 0,1 Гн; C = 10 мкФ; J0 = 210 мА.

a)    

 б)

Рис. П14.1

Для составления уравнений состояния цепи методом эквивалентных источников заменим динамические элементы — катушку источником тока, а конденсатор — источником ЭДС.

В результате получим резистивную цепь, изображенную на рис. П14.1, б. Следует обратить внимание на направления источников — они соответствуют исходно принятым направлениям отсчета токов iL и напряжений uC, указанным на рис. П14.1, а.

В этом же направлении отсчитывают напряжения uL и токи iC. В рассматриваемой схеме надо выразить напряжение uL и ток конденсатора iC  через параметры ее элементов. Простая структура цепи позволяет воспользоваться принципом наложения, при котором воздействие отдельных источников на всю цепь анализируют при исключении остальных источников:

.

Анализ отдельных частных режимов работы этой цепи приводит к очень простым результатам. Так, при действии источника J = iL (и закороченном источнике e = - uC и разомкнутом J0) резисторы R2 и R3 соединены параллельно, так же, как и пара R1, R4, а между собой эти две пары резисторов включены последовательно. При действии только ЭДС e = - uC (J = iL и J0 разомкнуты) имеем последовательно включенные R2 и R3  и параллельно с ними — последовательное соединение R1 и R4. При закороченном источнике e = - uC и разомкнутом  J = iL ток источника J0 разветвляется между параллельно включенными R1 и R4, а R2 и R3 в этом частном режиме закорочены. Для приведения полученной системы к нормальному виду уравнений состояния достаточно разделить оба уравнения на L и C.

При подстановке численных значений параметров в уравнения состояния последние принимают вид:

Определим начальные значения переменных состояния. Поскольку в режиме до коммутации — при разомкнутом ключе — постоянный ток источника J0 протекает через индуктивность L и сопротивление R2 (ток через конденсатор не проходит, и сопротивления R3 и R4 шунтируются катушкой, напряжение на которой равно нулю), то iL(0) = J0 = 210 мА. В рассматриваемом режиме напряжение на конденсаторе uC(0) равно падению напряжения на резисторе R2: uC(0) = J0R2 = 42 В.

Так как в цепи действует постоянный источник J0, то частные решения iL' и uC' найдем из анализа режима, который установится в цепи после окончания переходного процесса — при t ®  ¥ токи в резисторах R3 и R4 также не протекают, однако теперь ток источника делится между сопротивлениями R1 и R2, которые с учетом нулевого напряжения на катушке можно считать включенными параллельно. Через катушку и резистор R2 в этом режиме протекает доля общего тока, равная iL' = i2 = J0R1/(R1 + R2) = 126 мА. Напряжение на конденсаторе равно напряжению на R2: uC' = i2R2 = 25,2 В.

Решение записанной системы относительно тока iL будем искать в виде суммы частного решения неоднородной системы iL' и общего решения однородной системы

Для определения корней l1, 2 составим характеристическое уравнение. Используем однородную систему

После подстановки в нее экспоненциальных частных решений iL" = b1"elt, uC"= b2"elt, дифференцирования и приведения подобных членов получим систему однородных алгебраических уравнений

Она имеет нетривиальное решение при равенстве нулю главного определителя

Заметим, что этот определитель легко записать непосредственно на основе системы уравнений состояния, опуская в них свободные члены f1, 2, заменяя производные по времени на множители l и перенося соответствующие члены в правую часть.

Раскрывая определитель, запишем характеристическое уравнение

или

Решая это квадратное уравнение, получим l1 = – 400; l2 = – 2500. С учетом численного значения частного решения iL' = 0,126 А общее решение для тока iL будет иметь вид:

Для определения постоянных A1 и A2 воспользуемся начальными условиями — значениями тока iL(0) и его производной diL/dt(+ 0). Производную найдем из первого уравнения исходной системы: при подстановке найденных ранее значений iL(0) и иC(0) в правую часть получим 0,1 (diL/dt)(+ 0) = – (760/3)·0,21+(4/15)·42 + 25,2, откуда diL/dt(+ 0) = – 168.

Дифференцируя общее решение для iL, получим два уравнения для постоянных:

Решая эту систему, найдем A1 = 0,02; A2 = 0,064. Окончательно получим

Для определения остальных значений токов и напряжений в рассматриваемой цепи нет необходимости снова решать определяющие их дифференциальные уравнения: подстановка найденного выражения для iL в первое уравнение состояния позволяет определить uC. Токи и напряжения цепи, не являющиеся переменными состояния, выражаются через iL и uC с помощью алгебраических соотношений, вытекающих из законов Кирхгофа и компонентных уравнений резистивных ветвей.

При работе в режиме изучения теоретического материала вернитесь назад к тексту Лекции 17.

Задача 14.2. Получить для цепи, рассмотренной в предыдущей задаче непосредственным интегрированием уравнений состояния (см. рис. П14.1, а), решение с помощью матричной экспоненты.

Перепишем систему уравнений состояния в матричной форме, разделив первое уравнение на L, а второе — на С:

Запишем численные значения вектора переменных состояния при t = 0 и t = ¥ и их разность:

Решение получим с помощью матричной формулы (см. п. 17.2). Для нахождения аналитического выражения матричной экспоненты еAt определим сначала корни характеристического уравнения — собственные числа матрицы А: det [А – l 1] = 0. После подстановки численных значений это уравнение принимает вид

.

Раскрывая записанный определитель, получим характеристическое уравнение

или

Решая это квадратное уравнение, найдем: l1 = – 400; l 2 = – 2500.

Используя соотношения для матричной экспоненты, приведенные в Приложении 3 для вещественных простых корней, после алгебраических преобразований имеем:

Вектор переменных состояния получим, подставляя это выражение в формулу (17.1)

После перемножения и приведения подобных членов окончательно получим

Для вычисления последовательности значений х(t) с постоянным шагом Dt = h по времени можно воспользоваться матрицей перехода еAh

При шаге D t = h = 0,001 с элементы матрицы перехода имеют значения:

Подставляя численные значения в разностное уравнение, получим

=

+,

или после перемножения

=

При работе в режиме изучения теоретического материала вернитесь назад к тексту Лекции 17.

Задача 14.3. Решить уравнения состояния цепи, изображенной на рис. П14.1, а, полученные в Задаче 14.1, с помощью численного интегрирования.

Применение явного метода Эйлера к полученным ранее уравнениям состояния (Задача 14.1) сводится к последовательному вычислению приращений переменных состояния:

;

.

При используют начальные значения переменных , . Схема неявного метода Эйлера

;

приводит к необходимости решения на каждом шаге линейной алгебраической системы относительно и .

Эту систему можно записать в виде:

;

.

Аналогичный вид имеет и система, подлежащая решению при применении метода трапеций.

Результаты интегрирования рассматриваемых уравнений описываемыми методами с шагом c приведены в табл. 14.1. Сюда же включены результаты аналитического расчета по формулам, приведенным в задаче 14.2. Результаты расчета показывают, что при выбранном шаге интегрирования любой из рассматриваемых методов дает результаты, весьма близкие к аналитическому решению. При этом за время , т.е. за тысячу шагов интегрирования практически достигается установившийся режим.

Таблица 14.1

Явный метод Эйлера

Неявный метод Эйлера

Метод трапеций

Аналитическое решение

0,002

32.381

0,13537

32,407

0,13546

32,395

0,13542

32,395

0,13542

0,004

28,418

0,13002

28,442

0,13006

28,431

0,13004

28,430

0,13004

0,006

26,643

0,12780

26,659

0,12782

26,652

0,12782

26,651

0,12781

0,008

25,847

0,12681

25,857

0,12682

25,853

0,12682

25,852

0,12682

0.010

25,490

0,12636

25,496

0,12637

25,493

0,12637

25,493

0,12637

При работе в режиме изучения теоретического материала вернитесь назад к тексту Лекции 18.

Конец

Обратно к списку тем практических занятий
Обратно к плану лекции 17
Обратно к плану лекции 18
Hosted by uCoz